Сообщения пресс-службы

Выступление Посла России в Казахстане А.Н.Бородавкина на пленарном заседании Международной ассоциации «Координационный Совет по Транссибирским перевозкам» (Нур-Султан, 19 сентября 2019 г.)

20 сентября, 2019

Уважаемый председатель, дамы и господа,

Приветствую Вас на 28-м Пленарном заседании Международной ассоциации «Координационный Совет по Транссибирским перевозкам». О высоком статусе сегодняшнего мероприятия свидетельствует состав приехавших в Нур-Султан делегаций многих стран, проявляющих повышенный интерес к совместному развитию наземных, прежде всего железнодорожных, перевозок в Евразии.

Как представляется, ставшие уже регулярными встречи руководителей «Российских железных дорог» и «Казахстан Темир Жолы» подтверждают наличие между нашими странами прочных связей по линии железнодорожных администраций, которые динамично развиваются, имеют партнерский и взаимовыгодный характер.

Динамичное развитие российско-казахстанской экономической интеграции как в двустороннем, так и еаэсовском форматах, диктует необходимость наращивания и совершенствования транспортных связей между нашими странами. Рассчитываем, что по итогам 2019 года российско-казахстанский товарооборот приблизится к 20 млрд долл., а инвестиции российских компаний, направленные на развитие своего бизнеса на территории Казахстана, – к 40 млрд долл.

Все это говорит о том, что бизнес активно формирует новые производственно-сбытовые цепочки с прицелом на интенсивное расширение транспортно-логистического потенциала наших стран.

Россия и Казахстан обладают значительной территорией, в связи с чем основная масса грузов перевозится железнодорожным транспортом. На российско-казахстанской госгранице эффективно функционирует 9 межгосударственных стыковых пунктов пропуска.

По итогам 2018 г. объем перевезенных через них грузов в сообщении Россия – Казахстан составил 85,4 млн тонн. Хорошую динамику демонстрируют пассажирские перевозки через госграницу: в 2018 г. добавлен 13-й круглогодичный прямой маршрут и достигнут пассажиропоток численностью 1 млн 67 тыс. человек, что на 18% выше показателей 2017 г.

Ускоренное развитие двусторонних транспортных, в т.ч. железнодорожных, связей вписываются в инициативу, изложенную Президентом России В.В.Путиным, о создании Большого евразийского партнерства. В этом контексте мы вправе говорить о ключевой роли железнодорожного сообщения по маршруту Китай – Казахстан – Россия – Белоруссия – Западная Европа. Единый стандарт колеи и общая таможенная граница Евразэс делают перевозки в данном направлении особо эффективными.

Развитие международных перевозок видится особенно важным направлением нашей совместной деятельности. Как представляется, географическое положение Казахстана обосновывает нынешний курс его руководства на раскрытие транзитного потенциала страны. В частности, один из четырех основных выходов на Транссибирскую магистраль проложен через казахстанско-китайскую госграницу (переход Алашанькоу – Достык). Казахстанский маршрут также является частью Трансазиатской железной дороги, которая развивается под эгидой ЭСКАТО и открывает путь к государствам Азии и Тихого Океана.

Статистика подтверждает рост спроса на железнодорожные перевозки через «сердце» Евразии. Транзитный грузопоток из Казахстана в направлении России увеличились в 2018 г. на 12%, до 18,6 млн тонн. Удалось нарастить и обратную загрузку маршрутов: транзит из России по территории Казахстана составил в прошлом году 3,2 млн тонн, что на 4% выше показателей 2017 г.

Опережающими темпами растет количество крупнотоннажных контейнеров, перевозимых железнодорожным транспортом через территорию Казахстана. Так, по данным «РЖД», в 2018 г. их число увеличилось в полтора раза, превысив 500 тыс. двадцатифутовых эквивалентов. В свою очередь российско-казахстанско-белорусская «Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» установила в прошлом году личный рекорд по объему перевезенных контейнеров, нарастив их поток на 60%, до 280 тыс. ДФЭ.

Железнодорожные администрации России и Казахстана «идут в ногу со временем». Как известно, в сентябре 2018 г. принято решение о разработке индекса евразийских железнодорожных транзитных перевозок (Eurasian Rail Alliance Index), который по аналогии с индексом морских перевозок позволит грузоотправителям получать на регулярной основе актуальные данные о стоимости отправки контейнеров по всем железнодорожным маршрутам между Китаем и Европой с учетом действующих тарифов РЖД, КТЖ и БЖД.

У железнодорожных перевозок всегда было конкурентное преимущество перед морским транспортом за счет скорости доставки грузов (1-2 недели против 1 месяца). Отрадно, что имеющееся превосходство стимулировало прокладку новых железнодорожных путей и расширение пропускной способности существующих дорог, увеличение численности подвижного состава, упрощение импортно-экспортных операций и внедрение передовых цифровых технологий. Совершенствуются такие важнейшие параметры железнодорожного трафика как строгое соблюдение графика доставки грузов и обеспечение их сохранности.

Нет сомнений, что развитие транспортно-логистического комплекса и повышение роли железнодорожного транспорта уже стало фактором успеха экономик России, Казахстана и других соседних евразийских государств.

На этой позитивной ноте желаю всем участникам сегодняшнего мероприятия продуктивной работы на основе согласованных подходов.

Благодарю за внимание.

  • Новости -Казахстан